header-ru

Национальный информационный центр
Академической мобильности
ENIC UKRAINE

Путь на сайте

КРЕДИТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Болонский процесс. В 1999 году в г. Болонья была подписана декларация о создании единого европейского образовательного пространства, давшая старт известному сейчас Болонскому процессу. За 10 лет его существования количество стран, присоединившихся к нему, возросло с 29 до 47. С 2005 года к Болонскому процессу присоединилась и Украина.

С 2004 года украинские высшие учебные заведения  начали постепенный переход на новую систему оценивания. Согласно Приказу Министерства образования и науки Украины от 16.10.2009 № 943 в высших учебных заведениях Украины вводится Европейская кредитно-трансфертная система (ЕКТС) и ее ключевые моменты («Аппликационная форма студента», «Договор об обучении», «Договор о практической подготовке и обязательстве качества», «Академическая справка» и «Приложение к диплому европейского образца»).

Кредиты. Общий объем часов по учебной дисциплине должен включать время на проведение лекций, практических, семинарских и лабораторных занятий, консультаций, практик, самостоятельной и индивидуальной работы, контрольных мероприятий. 60 кредитов ЕКТС соответствуют учебной нагрузке полного учебного года. Соответственно, объем одного кредита ЕКТС составляет в среднем 1800/60 = 30 часов, где 1800 – это среднее количество академических часов, а 60 – количество кредитов, что соответствует загруженности учебного года. Общеобразовательным предметам, которые изучаются по программам подготовки младших специалистов на основе базового общего образования, кредиты устанавливаются на общих основаниях. Государственная итоговая аттестация не подлежит кредитованию, то есть часы, отведенные на нее, не входят в общее количество кредитов.

Распределение кредитов между циклами дисциплин и установка минимального количества кредитов нормативным дисциплинам (практикам, курсовым и квалификационным работам) определяется отраслевым стандартом высшего образования. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает кредиты выборочным дисциплинам (практикам и курсовым работам), а также может направить часть кредитов вариативной части содержания образования на увеличение количества кредитов нормативных дисциплин (практикам, курсовым и квалификационным работам). Формирование компонентов учебного плана и установка кредитов выборочной части содержания образования является исключительной прерогативой высшего учебного заведения.

Максимальное количество аудиторных часов на один кредит составляет: для студентов образовательно-квалификационных уровней младшего специалиста и бакалавра — 16 часов, специалиста — 14 часов, магистра — 10 часов. Остальное время отводится на самостоятельную работу.

Максимальная недельная аудиторная нагрузка (вместе с занятиями по внекредитной дисциплине «физическое воспитание») не должна превышать: для студентов образовательно-квалификационных уровней младшего специалиста и бакалавра — 30 часов, специалиста — 24 часа, магистра — 18 часов. Сдача зачетов, как правило, проводится на последнем практическом, семинарском или лабораторном занятии.

Система оценивания. До 2004 года украинские высшие учебные заведения пользовались старой (4-балльной) шкалой оценивания. С 2004 года в ходе педагогического эксперимента по введению кредитно-модульной системы оценивания некоторые вузы (на отдельных факультетах) начали применять накопительную (ЕКТС) шкалу, применяя параллельно и 4-балльную. С 2006/2007 учебного года требования ЕКТС реализовано на всех первых курсах высших учебных заведений, а именно:

  • подсчет учебных достижений проводится в баллах ЕКТС;
  • модули описаны в соответствии с требованиями ЕКТС;
  • оценки экзаменов выставляются согласно шкале ЕКТС (A–Fx).

Оценки по расширенной шкале выставляются на основании накопительной балльной шкалы высшего учебного заведения.

Промежуток по накопительной шкале Оценка по расширенной шкале Эквивалент по 5-балльной шкале
90 и выше отлично 5
80-89 очень хорошо 4,5
65-79 хорошо 4
55-64 удовлетворительно 3,5
50-54 достаточно 3
35-49 неудовлетворительно 2
1-34 неприемлемо 1

ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В Украине высшие учебные заведения по форме собственности делятся на заведения государственной, коммунальной и частной форм собственности, вполне равноправных между собой и обеспечивающих идентичное качество образования. По типам украинские вузы делятся на университеты, академии, институты, консерватории (музыкальные академии), колледжи и техникумы (училища).

Университет – многопрофильное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по широкому спектру гуманитарных, экономических, естественных и других наук, и является ведущим научно-методическим центром. Университеты могут быть классическими и профильными.

Университет имеет статус классического, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по восьми отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук не менее чем по двенадцати научным специальностям, в том числе не менее чем по двум гуманитарным, экономическим, естественным или техническим специальностям.

Университет является профильным, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по четырем отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук  не менее чем по восьми научным специальностям, в том числе не менее чем по шести профильным специальностям, за исключением художественных и военных высших учебных заведений (вузы).

Институт – высшее учебное заведение III или IV уровня аккредитации или структурное подразделение университета, предоставляющее высшее образование в определенной отрасли науки, образования, культуры или производства.

Академия – высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.

Академия действует при условии, если в ней осуществляется подготовка кадров по двум отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук  не менее чем по двум научным специальностям, за исключением  художественных и военных высших учебных заведений (вузы).

Консерватория – высшее учебное заведение ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование в отрасли культуры и искусства.

Колледж – высшее учебное заведение ІІ уровня аккредитации или структурное подразделение учебного заведения ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по родственным направлениям подготовки или по нескольким родственным специальностям.

Колледж приобретает статус профессионального, если в нем на дневной форме обучения учится не менее пятисот человек.

Техникум (училище) – высшее учебное заведение І уровня аккредитации или структурное подразделение вуза ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по нескольким родственным специальностям.

Университеты, академии, институты, консерватории могут осуществлять обучение по всем типам программ подготовки (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр, кандидат наук), а также по программам последипломного образования. Университету (академии) может быть предоставлен статус национального–за достижение наивысших показателей в научно-исследовательской деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профессионально-техническое образование – это система подготовки квалифицированных рабочих. Профессионально-техническое образование является составляющей системы образования Украины. Это комплекс педагогических и организационно-управленческих мероприятий, направленных на обеспечение граждан знаниями, умениями и навыками в выбранной ими отрасли профессиональной деятельности.

Получить образование в профессионально-технических учебных заведениях можно на дневной, вечерней (сменной), очно-заочной, дистанционной и экстернатной форме обучения, с отрывом и без отрыва от производства и по индивидуальным учебным планам. Условием для получения профессионально-технического образования является наличие базового или полного среднего образования.

Типы профессионально-технических учебных заведений:

  • профессионально-техническое училище соответствующего профиля;
  • профессиональное училище социальной реабилитации;
  • высшее профессиональное училище;
  • профессиональный лицей;
  • профессиональный лицей соответствующего профиля;
  • профессионально-художественное училище;
  • художественное профессионально-техническое училище;
  • высшее художественное профессионально-техническое училище;
  • училище-агрофирма;
  • высшее училище-агрофирма;
  • училище-завод;
  • центр профессионально-технического образования;
  • центр профессионального образования;
  • учебно-производственный центр;
  • центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;
  • учебно-курсовой комбинат;
  • учебный центр и т.п.

Академический год в профессионально-технических учебных заведениях не должен превышать 40 учебных недель. На протяжении обучения ученики проходят текущий, тематический, промежуточный и итоговый контроль знаний. Итоговый контроль знаний происходит в конце цикла обучения и предусматривает квалификационную аттестацию, состоящую из:

  • квалификационной пробной работы, соответствующей определенным требованиям образовательно-квалификационной характеристики выпускника профессионально-технического учебного заведения соответствующего аттестационного уровня;
  • защиты дипломной работы, проекта или заменяющей их творческой работы.

Профессионально-техническое образование – ступенчатое. Его ступенчатость определяется в профессионально-технических учебных заведениях соответствующими уровнями квалификации, сложностью профессий и образовательно-квалификационным уровнем. Каждая ступень учебы в профессионально-техническом учебном заведении имеет теоретическую и практическую завершенность и подтверждается присвоением выпускникам (ученикам) образовательно-квалификационных уровней "квалифицированный рабочий", "младший специалист" – согласно приобретенным профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Выпускнику профессионально-технического учебного заведения, который успешно прошел квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень "квалифицированный рабочий" по приобретенной профессии соответствующего разряда (категории).

Выпускнику, закончившему соответствующий курс обучения в аккредитованном высшем профессиональном училище или центре профессионально-технического образования определенного уровня аккредитации, может присваиваться образовательно-квалификационный уровень "младший специалист".

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ УРОВНИ

В структуру высшего образования Украины входят образовательные уровни (неполное высшее образование, базовое высшее образование, полное высшее образование) и образовательно-квалификационные уровни (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр).

Младший специалист. Нормативный срок обучения по программе подготовки младшего специалиста на основе полного общего среднего образования составляет 2–3 года, а на основе базового общего среднего образования с одновременным получением полного общего среднего образования – 3–4 года. Выпускники, успешно прошедшие государственную аттестацию, получают Диплом младшего специалиста, дающий право на осуществление профессиональной деятельности и право вступления на программу подготовки бакалавра.

Бакалавр. Подготовка бакалавров осуществляется на основе полного общего среднего образования. Нормативный срок обучения обычно составляет 3–4 года и уменьшается на один-два года в случае обучения на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста по специальности, соответствующей направлению подготовки. Выпускники, успешно прошедшие государственную аттестацию, получают Диплом бакалавра, дающий право на осуществление профессиональной деятельности и право вступления на программу подготовки специалиста или магистра.

Специалист. Нормативный срок обучения по программе подготовки специалиста на основе квалификации бакалавра составляет 1-1,5 года, а для специалиста медицинского и ветеринарно-медицинского профилей – 5-6 лет на основе полного общего среднего образования. Выпускники, успешно прошедшие государственную аттестацию и публично защитившие свою работу, получают Диплом специалиста, дающий им право на осуществление профессиональной деятельности и право на вступление в магистратуру или аспирантуру.

Магистр. Квалификация магистра приобретается на основе квалификации бакалавра или специалиста. Нормативный период подготовки магистра обычно составляет 1-2 года. Выпускники проходят государственную аттестацию, предполагающую публичную защиту магистерской работы. Лица, успешно прошедшие государственную аттестацию, получают Диплом магистра, дающий им право на осуществление профессиональной деятельности и право на вступление в аспирантуру.

Научные степени

Кандидат наук - это научная степень, заслуженная лицом, имеющим квалификацию магистра или специалиста и, как правило, учившегося в аспирантуре высшего учебного заведения или научного учреждения. Альтернативой получения степени без обучения в аспирантуре, является робота с научным руководителем при учебном заведении. Такая процедура было введена в Советском Союзе для тех, кто не имел возможности учиться в аспирантуре. Получение степени кандидата наук предусматривает публичную защиту диссертации. Нормативный срок обучения в аспирантуре составляет 3 (дневная форма) или 4 (заочная форма) года.

Доктор наук является высшей научной степенью, заслуженная лицом, имеющим научную степень кандидата наук, и закончившего докторантуру (или же получившего степень указанным выше альтернативнным методом) высшего учебного заведения или научного учреждения. Получение степени доктора наук предусматривает проведение оригинальных научных исследований, получение научных результатов, имеющих значительную научную новизну и практическое значение, их публикацию в научных изданиях, а также публичную защиту диссертации. Срок пребывания в докторантуре на общих условиях не превышает 3 лет.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

• Закон Украины «Об образовании».
• Закон Украины «О высшем образовании».
• Закон Украины «Об общем среднем образовании».
• Закон Украины «О профессионально-техническом образовании».
• Закон Украины «О дошкольном образовании».
• Закон Украины «О внешкольном образовании».
• Постановление Кабинета Министров Украины от 12.02.1996 года «О лицензировании, аттестации и аккредитации заведений образования».
• Постановление Кабинета Министров Украины от 08.08.2007 года № 1019 «О лицензировании образовательной деятельности по предоставлению образовательных услуг».
Постановление Кабинета Министров Украины от 20.06.2007 года № 839 «Об утверждении перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста».
• Постановление Кабинета Министров Украины от 13.12.2006 года № 1719 «О перечне направлений, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням бакалавра».
• Постановление Кабинета Министров Украины от 27.08.2010 года № 787 « Об утверждении перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням специалиста и магистра».
• Постановление Кабинета Министров Украины от 12.11.1997 года № 1260 «О документах об образовании и ученых степенях».
Статут ГП "Інформационно-имиджевый центр".