header-ru

Национальный информационный центр
Академической мобильности
ENIC UKRAINE

Путь на сайте

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

В системе общего среднего образования Украины общие подходы к уровню знаний школьников определяются на основании Критериев оценки учебных достижений учеников (воспитанников) в системе общего среднего образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Украины от 13.04.2011 № 329.

В соответствии с действующим законодательством Украины обязательному оцениванию подлежат результаты обучения учеников по предметам инвариантной составляющей учебного плана учебного заведения.

С 2000 года в школах Украины действует 12-балльная шкала (система) оценивания учебных достижений учеников, введенная согласно Приказу Министерства образования и науки Украины от 04.09.2000 № 428/48 «О внедрении 12-балльной шкалы оценивания учебных достижений учеников в системе общего среднего образования».

В первом классе дается вербальная характеристика знаниям, умениям и навыкам учеников. В следующих классах оценивание осуществляется по 12-ти балльной шкале (системе), и его результаты обозначаются цифрами от 1 до 12.

Оценивание учебных достижений детей с особенными образовательными потребностями осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

Объектом оценивания в системе общего среднего образования есть результаты повседневной учебной работы на уроках и дома.

Оценивание осуществляется на основании результатов таких видов проверки:

  • устной (индивидуальный, групповой и фронтальный опрос);
  • письменной (самостоятельные и контрольные роботы, тестирования);
  • графической (работа с диаграммами, графиками, схемами, контурными картами);
  • практической (выполнение различных видов экспериментальных исследований и учебных проектов, работа с биологическими объектами, изготовление изделий).

В системе оценивания различают 4 (четыре) уровня учебных достижений учеников:

  • первый уровень – начальный (1-3 балла). Ответ ученика фрагментарный, характеризуется начальными представлениями о предмете изучения;
  • второй уровень – средний (4-6 баллов). Ученик воспроизводит основной учебный материал, способен выполнять задания по образцу, владеет элементарными умениями учебной деятельности;
  • третий уровень – достаточный (7-9 баллов). Ученик знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно использует знания в стандартных ситуациях, владеет умственными операциями (анализом, абстрагированием, обобщением). Ответ правильный, логически обоснованный, но ученику недостает собственных суждений;
  • четвертый уровень – высокий (10-12 баллов). Знания ученика глубокие, твердые, системные; ученик умеет использовать их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отличается умением самостоятельно оценивать разнообразные ситуации, явления и факты, проявлять и отстаивать личную позицию.

Каждый последующий уровень требований включает в себя требования к предыдущему и добавляет новые.
В случае несоответствия учебных достижений ученика уровням системы оценивания делается отметка «не аттестован».

При определении уровня учебных достижений учеников учитываются такие характеристики ответа:

  • правильность, логичность, обоснованность, целостность;
  • качество знаний;
  • сформированность общеобразовательных предметных умений и навыков;
  • уровень владения умственными операциями (умением анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы и т. д.).
  • умение обнаруживать проблемы и решать их, формулировать гипотезы;
  • самостоятельность оценочных суждений.

Учебные заведения по согласованию с местными органами управления образованием могут использовать другие системы оценивания учебных достижений учеников. При этом оценки за семестр, год и результаты государственной итоговой аттестации переводят в баллы. В старшей школе проводится аттестация по трем предметам:

  • украинский язык (изложение, обязательно);
  • история Украины (обязательно для учеников (воспитанников), которые учились в классах универсального профиля)) или профильный предмет (для учеников (воспитанников), которые учились в профильных классах);
  • инвариантный предмет на выбор ученика.

После окончания полного общего среднего образования выпускники проходят Внешнее независимое оценивание – письменный экзамен в форме тестирования по одному или нескольким избранным ими предметам, необходимым для поступления в высшее учебное заведение. Результаты ВНО засчитываются как вступительные экзамены в высшее учебное заведение. Обеспечение внешнего независимого тестирования осуществляется Украинским центром оценивания качества образования в сотрудничестве с местными органами управления образованием, областными институтами последипломного педагогического образования и учебными заведениями. Во время конкурсного отбора в вуз также учитывается средний балл документа о полном общем среднем образовании.

Хронология становления системы оценивания в Украине:
1935 г. – в советских школах установлено пять словесных оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично».
С 1945 г. в Советской Украине оценивание учебных достижений учеников проводилось по 5-балльной шкале – «5», «4», «3», «2»,»1».
В 1993 г. диапазон оценивания учебного труда был сужен до 4-балльной шкалы – «5», «4», «3», «2».
С 2000 года в школах Украины действует 12-балльная шкала (система) оценивания.

Шкала оцениванияя Оценки
4-бальная 2- 2 2+ 3- 3 3+ 4- 4 4+ 5- 5 5+
12-бальная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Старшая школа (10-11 классы) является последним этапом получения полного общего среднего образования, когда в сознании учеников формируется целостная картина мира. Выпускники старшей школы владеют способами познавательной и коммуникативной деятельности, умением получать информацию из разных источников и самостоятельно обрабатывать ее, использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Длительность обучения, заведения. Период обучения в старшей школе составляет 2 года. Получить полное общее среднее образование ученики могут в средних общеобразовательных и специализированных школах, школах-интернатах, гимназиях, коллегиумах и других общеобразовательных учебных заведениях, имеющих ІІІ степень образовательного уровня. Полное общее среднее образование могут предоставлять также профессионально-технические и высшие учебные заведения І-ІІ уровней аккредитации.

Обучение в старшей школе преимущественно профильное. Профильность определяется с учетом образовательных потребностей учеников, кадровых возможностей и материальной базы школы, социально-культурной и производственной среды, перспектив получения выпускниками школы последующего образования. Профильное изучение ряда предметов обеспечивает надлежащий уровень подготовки выпускников школы к поступлению в высшие учебные заведения. В зависимости от условий работы конкретного общеобразовательного учебного заведения, профильность учебы может быть реализована как в пределах всего заведения, так и в отдельных классах или среди групп учеников.

В старшей школе содержание образования и требования к его усвоению дифференцируются по трем уровням:

  • обязательные результаты обучения – определяются Государственным стандартом базового и полного среднего образования;
  • профильный, содержание которого определяют программы, утвержденные Министерством образования и науки Украины;
  • академический, по программам которого изучаются дисциплины, тесно связанные с профильными (например, физика в химико-биологическом профиле).

Для учеников, не определившихся с направлением специализации, осуществляется общеобразовательная подготовка.

Оценивание. Оценивание знаний учеников осуществляется по 12-ти балльной системе (шкале).

Общегодовая учебная нагрузка в старшей школе определяется Базовым учебным планом, типичными учебными планами, рабочими учебными планами общеобразовательных учебных заведений и т. д. В Базовом учебном плане общеобразовательных учебных заведений ІІ-ІІІ степеней различают инвариантную и вариативную составляющие.

Контроль над соответствием образовательного уровня учеников стандартам качества образования осуществляется с помощью государственной итоговой аттестации. Содержание, формы, порядок и сроки проведение аттестации определяются и ежегодно утверждаются Министерством образования и науки Украины.

Окончание. После окончания 11-го класса (старшей школы) и получения полного общего среднего образования проводится выпуск учеников. Как правило, возраст выпускников составляет 16-17 лет.

Ученикам, закончившим 11-й класс и прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются аттестаты о полном общем среднем образовании. Выпускники, имеющие высокие достижения в учебе, награждаются золотой медалью – «За высокие достижения в учебе» или серебряной – «За достижения в учебе», и получают аттестат о полном общем среднем образовании с отличием. Вместе с аттестатом выдается приложение к нему, где указываются достижения учеников в баллах. Выпускникам 11-х классов, не аттестованным хотя бы по одному предмету, выдается табель успеваемости, в котором по таким предметам делают запись «не аттестован(а)». После окончания школы выпускники проходят Внешнее независимое оценивание по предметам, необходимым для поступления в высшие учебные заведения. Предметы варьируются самим вузом в соответствии с требованиями к поступлению.

Выпускники, получившие полное общее среднее образование, имеют право на поступление в любое высшее учебное заведение.

НАЧАЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Начальная среднее образование - это старт в интеллектуальном, физическом и социальном развитии ребенка. Именно в начальной школе дети получают первый опыт - умение учиться, культуры поведения и тому подобное.

Длительность. В Украине начальное образование длится 4 года. К его получению допускаются дети, которым на момент начала обучения (до 1-го сентября) исполнилось 6 лет и по результатам медицинского и психологического обследования не имеющие противопоказаний для систематического обучения.

Учебные заведения. Начальное образование предоставляется в общеобразовательных учебных заведениях І степени, которые могут существовать самостоятельно или в составе общеобразовательных учебных заведений І-ІІ, І-ІІІ степеней.
Каждый ребенок получает базовое дошкольное образование в дошкольных учебных заведениях, при школе или на дому.

Оценивание. Уровень знаний первоклассников учителя оценивают словесно. В следующих классах оценивание осуществляется по 12-балльной системе (шкале), и его результаты обозначаются баллами от 1 до 12.

Длительность занятий. С учетом санитарно-гигиенических норм уроки в начальной школе продолжаются 35 минут в 1 классе, 40 минут – во 2-4 классах. Начальная школа работает в режиме 5-дневной учебной недели. В специализированных школах, где школьники изучают иностранный язык, учебная неделя может продолжаться 6 дней.

Учебный план. Министерство образования и культуры Украины на основе Базового учебного плана разрабатывает типичные учебные планы для общеобразовательных учебных заведений. В планах содержание образовательных сфер реализовывается через предметы и курсы инвариантной составляющей. На основе планов учебные заведения ежегодно составляют рабочие планы, где конкретизируется вариативная составляющая начального образования с учетом особенностей организации учебного процесса.

Окончание. Выпускным в начальной школе считается 4 класс. Обучение заканчивается проведением государственной итоговой аттестации учебных достижений выпускников, зачастую по украинскому языку или языку обучения, а также по чтению и математике. Содержание, форма, порядок и сроки проведения аттестации ежегодно определяются и утверждаются Министерством образования и науки Украины.

Образовательные результаты начального образования такие:

  • полноценные языковые, читательские, арифметические и физкультурно-двигательные умения;
  • обобщенные знания об окружающем мире;
  • достаточно развитые мышление, воображение, память, сенсорные умения;
  • способность к творческому самовыражению;
  • умение исполнять несложные творческие задания.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Основная школа (5-9 классы) дает базовое общее среднее образование, которое является фундаментом общеобразовательной подготовки всех школьников, формирует в них готовность к выбору, реализации формы и профиля дальнейшего образования. На этом этапе в общеобразовательных учебных заведениях для учеников создаются условия для самостоятельного и более углубленного изучения отдельных предметов, которые имеют важное значение для дальнейшего выбора учебного заведения старшей школы (лицея, гимназии, профессионально-технического училища, учебного заведения І-ІІ уровня аккредитации и т. д.).

Длительность обучения. Период обучения в основной школе составляет 5 лет. Право на предоставление базового общего среднего образования имеют общеобразовательные учебные заведения ІІ степени.

Условия учебы в основной школе, как правило, отличаются от начальной: вводятся новые предметы, меняется учительский и ученический коллектив, режим учебы.

Оценивание. Оценка учебных достижений учеников осуществляется по 12-ти бальной системе (шкале), и его результаты обозначаются цифрами от 1 до 12.

Учебный план. Содержание образования в основной школе единое для всех учеников. Личностно ориентированный подход осуществляется путем применения индивидуальных методик организации учебы, в зависимости от познавательных способностей учеников, а также через факультативные курсы.

В основной школе распределение учебного времени между образовательными предметами и их содержание определяется Базовым учебным планом, утвержденным Кабинетом Министров Украины, типовыми учебными планами, разработанными Министерством образования и науки Украины, робочими учебными планами общеобразовательных учебных заведений и т. д.

Базовый учебный план основной школы охватывает две составляющие: инвариантную и вариативную.

В общеобразовательных учебных заведениях с изучением языков национальных меньшинств, в специализированных школах, гимназиях, лицеях, коллегиях разрешается за счет общей учебной нагрузки увеличивать предельно допустимую нагрузку учеников до объемов, не превышающих санитарно-гигиенические нормы.

Контроль за соответствием образовательного уровня учеников (воспитанников), закончивших общеобразовательные заведения ІІ степени, осуществляется путем их государственной итоговой аттестации. Содержание, формы, порядок и сроки проведения аттестации определяются и ежегодно утверждаются Министерством образования и науки Украины.

Окончание. Ученикам, закончившим основную школу (9-й класс), выдается свидетельство о базовом общем среднем образовании и приложение к свидетельству, в котором указываются полученные за учебные достижения баллы. За отличные успехи в учебе выпускникам выдается свидетельство о базовом общем среднем образовании с отличием.
Выпускникам 9-х классов, не аттестованным хотя бы по одному предмету, выдается табель успеваемости. Ученики, не получившие документы об образовании, могут продолжить учебу экстерном.

Ученикам (воспитанникам) специальных школ (школ-интернатов) для детей, которым требуется коррекция физического и/или умственного развития, выдается свидетельство об окончании специальной школы (школы-интерната).

Свидетельство о базовом общем среднем образовании дает право на поступление в школы ІІІ степени, профессионально-технические учебные заведения, высшие учебные заведения І-ІІ уровня аккредитации.

СЕТЬ ENIC-NARIC

Сеть ENIC-NARIC – это сеть национальных информационных центров по вопросам академического признания и мобильности (ENIC Network). Сеть была создана в 1994 году Советом Европы и ЮНЕСКО с целью создать и внедрить единую для всех европейских стран политики и практики признания дипломов/квалификаций.
Сеть ENIC-NARIC плотно сотрудничает с Сетью национальных информационных центров Европейского Союза по признанию  (NARIC Network), деятельность которой обеспечивает Европейская комиссия в лице Генерального Директора образования и культуры.
Дополнительную информацию вы можете узнать на веб-сайте Сети.


Структура и задачи
Информационная сеть ENIC состоит из Информационных центров стран-участниц Европейской культурной конвенции или стран, относящихся к европейскому региону ЮНЕСКО. Центр ENIC – организация, которая создается национальным руководством каждой страны.
Центры разных стран могут незначительно отличаться друг от друга по размерам или компетенции, но в основном обязаны обеспечивать информацией по следующим вопросам:

  • признание иностранных дипломов, степеней и квалификаций;
  • система образования в стране;
  • возможность получения образования за рубежом,
  • другие вопросы, связанные с проблемами мобильности и признания.

Потенциальные клиенты ENIC-NARIC:

  • студенты, их родители;
  • работодатели;
  • учебные заведения;
  • работники министерств, которые занимаются проблемами высшего образования;
  • другие заинтересованные лица и организации.

Студентам, планирующим учебу за рубежом, настоятельно рекомендуется заранее ознакомиться с нужной информацией, чтобы убедиться, что полученные диплом/квалификация будут признаны на родине.

Представители Сети ENIC ежегодно встречаются на общем совете с целью обсуждения проблем академического признания и мобильности. Между советами Рабочие группы мониторят определенные проблемы. Сеть ENIC играет важную роль в процессе обмена информацией между национальными центрами по вопросам образования, способствующую решению вопросов признания документов об образовании. Бюро Сети ENIC проводит свои заседания 2-3 раза в год.

Деятельность рабочих групп
В рамках Сети ENIC текущие вопросы по поводу политики и информационной деятельности готовятся рабочими группами, которые затем предоставляют свои предложения на ежегодных советах Сети. Темы, рассматриваемые  Рабочими группами, включают в себя:

  • проблемы признания в Болонском процессе;
  • транснациональное образование;
  • Приложение к Диплому;
  • критерии и процедуру оценивания иностранных квалификаций и периодов обучения;
  • квалификации международного доступа к образованию, Европа – США;
  • взаимное признание квалификаций;
  • электронную информацию по вопросам признания.

Еще статьи...

  1. Главная