header-ru

Национальный информационный центр
Академической мобильности
ENIC UKRAINE

Путь на сайте


Внимание!
Поддержка и обновление русскоязычной версии прекращена!
Для получения актуальной информации, возможности проверки апостилей МОН, поиска информации по ВУЗам Украины перейдите в украинскую или английскую версию сайта.

КРЕДИТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Болонский процесс. В 1999 году в г. Болонья была подписана декларация о создании единого европейского образовательного пространства, давшая старт известному сейчас Болонскому процессу. За 10 лет его существования количество стран, присоединившихся к нему, возросло с 29 до 47. С 2005 года к Болонскому процессу присоединилась и Украина.

С 2004 года украинские высшие учебные заведения  начали постепенный переход на новую систему оценивания. Согласно Приказу Министерства образования и науки Украины от 16.10.2009 № 943 в высших учебных заведениях Украины вводится Европейская кредитно-трансфертная система (ЕКТС) и ее ключевые моменты («Аппликационная форма студента», «Договор об обучении», «Договор о практической подготовке и обязательстве качества», «Академическая справка» и «Приложение к диплому европейского образца»).

Кредиты. Общий объем часов по учебной дисциплине должен включать время на проведение лекций, практических, семинарских и лабораторных занятий, консультаций, практик, самостоятельной и индивидуальной работы, контрольных мероприятий. 60 кредитов ЕКТС соответствуют учебной нагрузке полного учебного года. Соответственно, объем одного кредита ЕКТС составляет в среднем 1800/60 = 30 часов, где 1800 – это среднее количество академических часов, а 60 – количество кредитов, что соответствует загруженности учебного года. Общеобразовательным предметам, которые изучаются по программам подготовки младших специалистов на основе базового общего образования, кредиты устанавливаются на общих основаниях. Государственная итоговая аттестация не подлежит кредитованию, то есть часы, отведенные на нее, не входят в общее количество кредитов.

Распределение кредитов между циклами дисциплин и установка минимального количества кредитов нормативным дисциплинам (практикам, курсовым и квалификационным работам) определяется отраслевым стандартом высшего образования. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает кредиты выборочным дисциплинам (практикам и курсовым работам), а также может направить часть кредитов вариативной части содержания образования на увеличение количества кредитов нормативных дисциплин (практикам, курсовым и квалификационным работам). Формирование компонентов учебного плана и установка кредитов выборочной части содержания образования является исключительной прерогативой высшего учебного заведения.

Максимальное количество аудиторных часов на один кредит составляет: для студентов образовательно-квалификационных уровней младшего специалиста и бакалавра — 16 часов, специалиста — 14 часов, магистра — 10 часов. Остальное время отводится на самостоятельную работу.

Максимальная недельная аудиторная нагрузка (вместе с занятиями по внекредитной дисциплине «физическое воспитание») не должна превышать: для студентов образовательно-квалификационных уровней младшего специалиста и бакалавра — 30 часов, специалиста — 24 часа, магистра — 18 часов. Сдача зачетов, как правило, проводится на последнем практическом, семинарском или лабораторном занятии.

Система оценивания. До 2004 года украинские высшие учебные заведения пользовались старой (4-балльной) шкалой оценивания. С 2004 года в ходе педагогического эксперимента по введению кредитно-модульной системы оценивания некоторые вузы (на отдельных факультетах) начали применять накопительную (ЕКТС) шкалу, применяя параллельно и 4-балльную. С 2006/2007 учебного года требования ЕКТС реализовано на всех первых курсах высших учебных заведений, а именно:

  • подсчет учебных достижений проводится в баллах ЕКТС;
  • модули описаны в соответствии с требованиями ЕКТС;
  • оценки экзаменов выставляются согласно шкале ЕКТС (A–Fx).

Оценки по расширенной шкале выставляются на основании накопительной балльной шкалы высшего учебного заведения.

Промежуток по накопительной шкале Оценка по расширенной шкале Эквивалент по 5-балльной шкале
90 и выше отлично 5
80-89 очень хорошо 4,5
65-79 хорошо 4
55-64 удовлетворительно 3,5
50-54 достаточно 3
35-49 неудовлетворительно 2
1-34 неприемлемо 1

ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В Украине высшие учебные заведения по форме собственности делятся на заведения государственной, коммунальной и частной форм собственности, вполне равноправных между собой и обеспечивающих идентичное качество образования. По типам украинские вузы делятся на университеты, академии, институты, консерватории (музыкальные академии), колледжи и техникумы (училища).

Университет – многопрофильное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по широкому спектру гуманитарных, экономических, естественных и других наук, и является ведущим научно-методическим центром. Университеты могут быть классическими и профильными.

Университет имеет статус классического, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по восьми отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук не менее чем по двенадцати научным специальностям, в том числе не менее чем по двум гуманитарным, экономическим, естественным или техническим специальностям.

Университет является профильным, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по четырем отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук  не менее чем по восьми научным специальностям, в том числе не менее чем по шести профильным специальностям, за исключением художественных и военных высших учебных заведений (вузы).

Институт – высшее учебное заведение III или IV уровня аккредитации или структурное подразделение университета, предоставляющее высшее образование в определенной отрасли науки, образования, культуры или производства.

Академия – высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.

Академия действует при условии, если в ней осуществляется подготовка кадров по двум отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук  не менее чем по двум научным специальностям, за исключением  художественных и военных высших учебных заведений (вузы).

Консерватория – высшее учебное заведение ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование в отрасли культуры и искусства.

Колледж – высшее учебное заведение ІІ уровня аккредитации или структурное подразделение учебного заведения ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по родственным направлениям подготовки или по нескольким родственным специальностям.

Колледж приобретает статус профессионального, если в нем на дневной форме обучения учится не менее пятисот человек.

Техникум (училище) – высшее учебное заведение І уровня аккредитации или структурное подразделение вуза ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по нескольким родственным специальностям.

Университеты, академии, институты, консерватории могут осуществлять обучение по всем типам программ подготовки (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр, кандидат наук), а также по программам последипломного образования. Университету (академии) может быть предоставлен статус национального–за достижение наивысших показателей в научно-исследовательской деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профессионально-техническое образование – это система подготовки квалифицированных рабочих. Профессионально-техническое образование является составляющей системы образования Украины. Это комплекс педагогических и организационно-управленческих мероприятий, направленных на обеспечение граждан знаниями, умениями и навыками в выбранной ими отрасли профессиональной деятельности.

Получить образование в профессионально-технических учебных заведениях можно на дневной, вечерней (сменной), очно-заочной, дистанционной и экстернатной форме обучения, с отрывом и без отрыва от производства и по индивидуальным учебным планам. Условием для получения профессионально-технического образования является наличие базового или полного среднего образования.

Типы профессионально-технических учебных заведений:

  • профессионально-техническое училище соответствующего профиля;
  • профессиональное училище социальной реабилитации;
  • высшее профессиональное училище;
  • профессиональный лицей;
  • профессиональный лицей соответствующего профиля;
  • профессионально-художественное училище;
  • художественное профессионально-техническое училище;
  • высшее художественное профессионально-техническое училище;
  • училище-агрофирма;
  • высшее училище-агрофирма;
  • училище-завод;
  • центр профессионально-технического образования;
  • центр профессионального образования;
  • учебно-производственный центр;
  • центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;
  • учебно-курсовой комбинат;
  • учебный центр и т.п.

Академический год в профессионально-технических учебных заведениях не должен превышать 40 учебных недель. На протяжении обучения ученики проходят текущий, тематический, промежуточный и итоговый контроль знаний. Итоговый контроль знаний происходит в конце цикла обучения и предусматривает квалификационную аттестацию, состоящую из:

  • квалификационной пробной работы, соответствующей определенным требованиям образовательно-квалификационной характеристики выпускника профессионально-технического учебного заведения соответствующего аттестационного уровня;
  • защиты дипломной работы, проекта или заменяющей их творческой работы.

Профессионально-техническое образование – ступенчатое. Его ступенчатость определяется в профессионально-технических учебных заведениях соответствующими уровнями квалификации, сложностью профессий и образовательно-квалификационным уровнем. Каждая ступень учебы в профессионально-техническом учебном заведении имеет теоретическую и практическую завершенность и подтверждается присвоением выпускникам (ученикам) образовательно-квалификационных уровней "квалифицированный рабочий", "младший специалист" – согласно приобретенным профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Выпускнику профессионально-технического учебного заведения, который успешно прошел квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень "квалифицированный рабочий" по приобретенной профессии соответствующего разряда (категории).

Выпускнику, закончившему соответствующий курс обучения в аккредитованном высшем профессиональном училище или центре профессионально-технического образования определенного уровня аккредитации, может присваиваться образовательно-квалификационный уровень "младший специалист".

УРОВНИ И СТЕПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

После принятия Закона Украины «О высшем образовании» 2014 года произошли изменения в структуре образовательных уровней и степеней высшего образования. Основные изменения касались степеней младшего специалиста, специалиста и кандидата наук, которые были постепенно заменены степенями младшего бакалавра, магистра и доктора философии/доктора искусства. Последний прием на программы младшего специалиста был в 2019 году, на программы специалиста – в 2016 году, на программы кандидата наук – в 2015 году.

В структуру современной системы высшего образования входят следующие образовательные уровни:

  • начальный уровень (краткий цикл) высшего образования
  • первый (бакалаврский) уровен
  • второй (магистерский) уровень
  • третий (образовательно-научный/образовательно-творческий) уровень.

Получение высшего образования на каждом уровне высшего образования предполагает успешное выполнение образовательной программы, что является основанием для присуждения соответствующей степени высшего образования:

  • младший бакалавр
  • бакалавр
  • магистр
  • доктор философии/доктор искусства.

Младший бакалавр – это образовательная или образовательно-профессиональная степень, полученная на начальном уровне (кратком цикле) высшего образования и присуждаемая учреждением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательной программы, объем которой составляет 120 кредитов ЕКТС. Для получения образовательной степени младшего бакалавра на базе профессионального младшего бакалавра учреждение высшего образования имеет право признать и перезачислить кредиты ЕКТС, максимальный объем которых определяется стандартом высшего образования.

Право получать степень младшего бакалавра предоставляется при условии наличия у абитуриента полного общего среднего образования.

Бакалавр – это образовательная степень, полученная на первом уровне высшего образования и присуждаемая заведением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательно-профессиональной программы, объем которой составляет 180-240 кредитов ЕКТС. Для получения образовательной степени бакалавра на базе младшего бакалавра или профессионального младшего бакалавра учреждение высшего образования имеет право признать и перезачислить кредиты ЕКТС, максимальный объем которых определяется стандартом высшего образования.

Право получать степень бакалавра предоставляется при условии наличия у абитуриента полного общего среднего образования.

Магистр – это образовательная степень, полученная на втором уровне высшего образования и присуждаемая высшим образованием (научным учреждением) в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы. Степень магистра присуждается по образовательно-профессиональной или по образовательно-научной программе. Объем образовательно-профессиональной программы подготовки магистра составляет 90-120 кредитов ЕКТС, объем образовательно-научной программы – 120 кредитов ЕКТС. Образовательно-научная программа магистра обязательно включает в себя исследовательскую (научную) компоненту объемом не менее 30 процентов.

Право получать степень магистра предоставляется при условии наличия у абитуриента степени бакалавра.

Степень магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления приобретается на базе полного общего среднего образования или образовательной степени младшего бакалавра, профессионального младшего бакалавра, образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста по соответствующей специальности и присуждается заведением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы, объем которой в случае, если степень магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления получается на основе полного общего среднего образования, составляет 300-360 кредитов ЕКТС. В случае получения образовательной степени магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления на базе младшего бакалавра или профессионального младшего бакалавра учреждение высшего образования имеет право признать и перезачислить кредиты ЕКТС, максимальный объем которых определяется стандартом высшего образования.

Доктор философии – это образовательная и в то же время научная степень, получаемая на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Степень доктора философии присуждается разовым специализированным ученым советом высшего образования или научного учреждения по результатам успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-научной программы и публичной защиты диссертации. Нормативный срок подготовки доктора философии в аспирантуре (адъюнктуре) составляет четыре года. Объем образовательной составляющей образовательно-научной программы подготовки доктора философии составляет 30-60 кредитов ЕКТС.

Доктор искусства – это образовательно-творческая степень, получаемая на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Степень доктора искусства присуждается специализированным советом по присуждению степени доктора искусства высшего образования по результатам успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-творческой программы и публичной защиты творческого художественного проекта. Нормативный срок подготовки доктора искусства в творческой аспирантуре составляет три года. Объем образовательной составляющей образовательно-творческой программы подготовки доктора искусства составляет 30-60 кредитов ЕКТС.

«Система уровней и степеней высшего образования до 2014 года и переходный период»

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Доступно на украинском языке