header-ru

Национальный информационный центр
Академической мобильности
ENIC UKRAINE

Путь на сайте


Внимание!
Поддержка и обновление русскоязычной версии прекращена!
Для получения актуальной информации, возможности проверки апостилей МОН, поиска информации по ВУЗам Украины перейдите в украинскую или английскую версию сайта.

ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В Украине высшие учебные заведения по форме собственности делятся на заведения государственной, коммунальной и частной форм собственности, вполне равноправных между собой и обеспечивающих идентичное качество образования. По типам украинские вузы делятся на университеты, академии, институты, консерватории (музыкальные академии), колледжи и техникумы (училища).

Университет – многопрофильное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по широкому спектру гуманитарных, экономических, естественных и других наук, и является ведущим научно-методическим центром. Университеты могут быть классическими и профильными.

Университет имеет статус классического, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по восьми отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук не менее чем по двенадцати научным специальностям, в том числе не менее чем по двум гуманитарным, экономическим, естественным или техническим специальностям.

Университет является профильным, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по четырем отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук  не менее чем по восьми научным специальностям, в том числе не менее чем по шести профильным специальностям, за исключением художественных и военных высших учебных заведений (вузы).

Институт – высшее учебное заведение III или IV уровня аккредитации или структурное подразделение университета, предоставляющее высшее образование в определенной отрасли науки, образования, культуры или производства.

Академия – высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.

Академия действует при условии, если в ней осуществляется подготовка кадров по двум отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук  не менее чем по двум научным специальностям, за исключением  художественных и военных высших учебных заведений (вузы).

Консерватория – высшее учебное заведение ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование в отрасли культуры и искусства.

Колледж – высшее учебное заведение ІІ уровня аккредитации или структурное подразделение учебного заведения ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по родственным направлениям подготовки или по нескольким родственным специальностям.

Колледж приобретает статус профессионального, если в нем на дневной форме обучения учится не менее пятисот человек.

Техникум (училище) – высшее учебное заведение І уровня аккредитации или структурное подразделение вуза ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по нескольким родственным специальностям.

Университеты, академии, институты, консерватории могут осуществлять обучение по всем типам программ подготовки (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр, кандидат наук), а также по программам последипломного образования. Университету (академии) может быть предоставлен статус национального–за достижение наивысших показателей в научно-исследовательской деятельности.

УРОВНИ И СТЕПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

После принятия Закона Украины «О высшем образовании» 2014 года произошли изменения в структуре образовательных уровней и степеней высшего образования. Основные изменения касались степеней младшего специалиста, специалиста и кандидата наук, которые были постепенно заменены степенями младшего бакалавра, магистра и доктора философии/доктора искусства. Последний прием на программы младшего специалиста был в 2019 году, на программы специалиста – в 2016 году, на программы кандидата наук – в 2015 году.

В структуру современной системы высшего образования входят следующие образовательные уровни:

  • начальный уровень (краткий цикл) высшего образования
  • первый (бакалаврский) уровен
  • второй (магистерский) уровень
  • третий (образовательно-научный/образовательно-творческий) уровень.

Получение высшего образования на каждом уровне высшего образования предполагает успешное выполнение образовательной программы, что является основанием для присуждения соответствующей степени высшего образования:

  • младший бакалавр
  • бакалавр
  • магистр
  • доктор философии/доктор искусства.

Младший бакалавр – это образовательная или образовательно-профессиональная степень, полученная на начальном уровне (кратком цикле) высшего образования и присуждаемая учреждением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательной программы, объем которой составляет 120 кредитов ЕКТС. Для получения образовательной степени младшего бакалавра на базе профессионального младшего бакалавра учреждение высшего образования имеет право признать и перезачислить кредиты ЕКТС, максимальный объем которых определяется стандартом высшего образования.

Право получать степень младшего бакалавра предоставляется при условии наличия у абитуриента полного общего среднего образования.

Бакалавр – это образовательная степень, полученная на первом уровне высшего образования и присуждаемая заведением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательно-профессиональной программы, объем которой составляет 180-240 кредитов ЕКТС. Для получения образовательной степени бакалавра на базе младшего бакалавра или профессионального младшего бакалавра учреждение высшего образования имеет право признать и перезачислить кредиты ЕКТС, максимальный объем которых определяется стандартом высшего образования.

Право получать степень бакалавра предоставляется при условии наличия у абитуриента полного общего среднего образования.

Магистр – это образовательная степень, полученная на втором уровне высшего образования и присуждаемая высшим образованием (научным учреждением) в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы. Степень магистра присуждается по образовательно-профессиональной или по образовательно-научной программе. Объем образовательно-профессиональной программы подготовки магистра составляет 90-120 кредитов ЕКТС, объем образовательно-научной программы – 120 кредитов ЕКТС. Образовательно-научная программа магистра обязательно включает в себя исследовательскую (научную) компоненту объемом не менее 30 процентов.

Право получать степень магистра предоставляется при условии наличия у абитуриента степени бакалавра.

Степень магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления приобретается на базе полного общего среднего образования или образовательной степени младшего бакалавра, профессионального младшего бакалавра, образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста по соответствующей специальности и присуждается заведением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы, объем которой в случае, если степень магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления получается на основе полного общего среднего образования, составляет 300-360 кредитов ЕКТС. В случае получения образовательной степени магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления на базе младшего бакалавра или профессионального младшего бакалавра учреждение высшего образования имеет право признать и перезачислить кредиты ЕКТС, максимальный объем которых определяется стандартом высшего образования.

Доктор философии – это образовательная и в то же время научная степень, получаемая на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Степень доктора философии присуждается разовым специализированным ученым советом высшего образования или научного учреждения по результатам успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-научной программы и публичной защиты диссертации. Нормативный срок подготовки доктора философии в аспирантуре (адъюнктуре) составляет четыре года. Объем образовательной составляющей образовательно-научной программы подготовки доктора философии составляет 30-60 кредитов ЕКТС.

Доктор искусства – это образовательно-творческая степень, получаемая на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Степень доктора искусства присуждается специализированным советом по присуждению степени доктора искусства высшего образования по результатам успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-творческой программы и публичной защиты творческого художественного проекта. Нормативный срок подготовки доктора искусства в творческой аспирантуре составляет три года. Объем образовательной составляющей образовательно-творческой программы подготовки доктора искусства составляет 30-60 кредитов ЕКТС.

«Система уровней и степеней высшего образования до 2014 года и переходный период»

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Доступно на украинском языке

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профессионально-техническое образование – это система подготовки квалифицированных рабочих. Профессионально-техническое образование является составляющей системы образования Украины. Это комплекс педагогических и организационно-управленческих мероприятий, направленных на обеспечение граждан знаниями, умениями и навыками в выбранной ими отрасли профессиональной деятельности.

Получить образование в профессионально-технических учебных заведениях можно на дневной, вечерней (сменной), очно-заочной, дистанционной и экстернатной форме обучения, с отрывом и без отрыва от производства и по индивидуальным учебным планам. Условием для получения профессионально-технического образования является наличие базового или полного среднего образования.

Типы профессионально-технических учебных заведений:

  • профессионально-техническое училище соответствующего профиля;
  • профессиональное училище социальной реабилитации;
  • высшее профессиональное училище;
  • профессиональный лицей;
  • профессиональный лицей соответствующего профиля;
  • профессионально-художественное училище;
  • художественное профессионально-техническое училище;
  • высшее художественное профессионально-техническое училище;
  • училище-агрофирма;
  • высшее училище-агрофирма;
  • училище-завод;
  • центр профессионально-технического образования;
  • центр профессионального образования;
  • учебно-производственный центр;
  • центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;
  • учебно-курсовой комбинат;
  • учебный центр и т.п.

Академический год в профессионально-технических учебных заведениях не должен превышать 40 учебных недель. На протяжении обучения ученики проходят текущий, тематический, промежуточный и итоговый контроль знаний. Итоговый контроль знаний происходит в конце цикла обучения и предусматривает квалификационную аттестацию, состоящую из:

  • квалификационной пробной работы, соответствующей определенным требованиям образовательно-квалификационной характеристики выпускника профессионально-технического учебного заведения соответствующего аттестационного уровня;
  • защиты дипломной работы, проекта или заменяющей их творческой работы.

Профессионально-техническое образование – ступенчатое. Его ступенчатость определяется в профессионально-технических учебных заведениях соответствующими уровнями квалификации, сложностью профессий и образовательно-квалификационным уровнем. Каждая ступень учебы в профессионально-техническом учебном заведении имеет теоретическую и практическую завершенность и подтверждается присвоением выпускникам (ученикам) образовательно-квалификационных уровней "квалифицированный рабочий", "младший специалист" – согласно приобретенным профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Выпускнику профессионально-технического учебного заведения, который успешно прошел квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень "квалифицированный рабочий" по приобретенной профессии соответствующего разряда (категории).

Выпускнику, закончившему соответствующий курс обучения в аккредитованном высшем профессиональном училище или центре профессионально-технического образования определенного уровня аккредитации, может присваиваться образовательно-квалификационный уровень "младший специалист".

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

В системе общего среднего образования Украины общие подходы к уровню знаний школьников определяются на основании Критериев оценки учебных достижений учеников (воспитанников) в системе общего среднего образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Украины от 13.04.2011 № 329.

В соответствии с действующим законодательством Украины обязательному оцениванию подлежат результаты обучения учеников по предметам инвариантной составляющей учебного плана учебного заведения.

С 2000 года в школах Украины действует 12-балльная шкала (система) оценивания учебных достижений учеников, введенная согласно Приказу Министерства образования и науки Украины от 04.09.2000 № 428/48 «О внедрении 12-балльной шкалы оценивания учебных достижений учеников в системе общего среднего образования».

В первом классе дается вербальная характеристика знаниям, умениям и навыкам учеников. В следующих классах оценивание осуществляется по 12-ти балльной шкале (системе), и его результаты обозначаются цифрами от 1 до 12.

Оценивание учебных достижений детей с особенными образовательными потребностями осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

Объектом оценивания в системе общего среднего образования есть результаты повседневной учебной работы на уроках и дома.

Оценивание осуществляется на основании результатов таких видов проверки:

  • устной (индивидуальный, групповой и фронтальный опрос);
  • письменной (самостоятельные и контрольные роботы, тестирования);
  • графической (работа с диаграммами, графиками, схемами, контурными картами);
  • практической (выполнение различных видов экспериментальных исследований и учебных проектов, работа с биологическими объектами, изготовление изделий).

В системе оценивания различают 4 (четыре) уровня учебных достижений учеников:

  • первый уровень – начальный (1-3 балла). Ответ ученика фрагментарный, характеризуется начальными представлениями о предмете изучения;
  • второй уровень – средний (4-6 баллов). Ученик воспроизводит основной учебный материал, способен выполнять задания по образцу, владеет элементарными умениями учебной деятельности;
  • третий уровень – достаточный (7-9 баллов). Ученик знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно использует знания в стандартных ситуациях, владеет умственными операциями (анализом, абстрагированием, обобщением). Ответ правильный, логически обоснованный, но ученику недостает собственных суждений;
  • четвертый уровень – высокий (10-12 баллов). Знания ученика глубокие, твердые, системные; ученик умеет использовать их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отличается умением самостоятельно оценивать разнообразные ситуации, явления и факты, проявлять и отстаивать личную позицию.

Каждый последующий уровень требований включает в себя требования к предыдущему и добавляет новые.
В случае несоответствия учебных достижений ученика уровням системы оценивания делается отметка «не аттестован».

При определении уровня учебных достижений учеников учитываются такие характеристики ответа:

  • правильность, логичность, обоснованность, целостность;
  • качество знаний;
  • сформированность общеобразовательных предметных умений и навыков;
  • уровень владения умственными операциями (умением анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы и т. д.).
  • умение обнаруживать проблемы и решать их, формулировать гипотезы;
  • самостоятельность оценочных суждений.

Учебные заведения по согласованию с местными органами управления образованием могут использовать другие системы оценивания учебных достижений учеников. При этом оценки за семестр, год и результаты государственной итоговой аттестации переводят в баллы. В старшей школе проводится аттестация по трем предметам:

  • украинский язык (изложение, обязательно);
  • история Украины (обязательно для учеников (воспитанников), которые учились в классах универсального профиля)) или профильный предмет (для учеников (воспитанников), которые учились в профильных классах);
  • инвариантный предмет на выбор ученика.

После окончания полного общего среднего образования выпускники проходят Внешнее независимое оценивание – письменный экзамен в форме тестирования по одному или нескольким избранным ими предметам, необходимым для поступления в высшее учебное заведение. Результаты ВНО засчитываются как вступительные экзамены в высшее учебное заведение. Обеспечение внешнего независимого тестирования осуществляется Украинским центром оценивания качества образования в сотрудничестве с местными органами управления образованием, областными институтами последипломного педагогического образования и учебными заведениями. Во время конкурсного отбора в вуз также учитывается средний балл документа о полном общем среднем образовании.

Хронология становления системы оценивания в Украине:
1935 г. – в советских школах установлено пять словесных оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично».
С 1945 г. в Советской Украине оценивание учебных достижений учеников проводилось по 5-балльной шкале – «5», «4», «3», «2»,»1».
В 1993 г. диапазон оценивания учебного труда был сужен до 4-балльной шкалы – «5», «4», «3», «2».
С 2000 года в школах Украины действует 12-балльная шкала (система) оценивания.

Шкала оцениванияя Оценки
4-бальная 2- 2 2+ 3- 3 3+ 4- 4 4+ 5- 5 5+
12-бальная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12