header-ru

Национальный информационный центр
Академической мобильности
ENIC UKRAINE

Путь на сайте


Внимание!
Поддержка и обновление русскоязычной версии прекращена!
Для получения актуальной информации, возможности проверки апостилей МОН, поиска информации по ВУЗам Украины перейдите в украинскую или английскую версию сайта.

КРЕДИТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Болонский процесс. В 1999 году в г. Болонья была подписана декларация о создании единого европейского образовательного пространства, давшая старт известному сейчас Болонскому процессу. За 10 лет его существования количество стран, присоединившихся к нему, возросло с 29 до 47. С 2005 года к Болонскому процессу присоединилась и Украина.

С 2004 года украинские высшие учебные заведения  начали постепенный переход на новую систему оценивания. Согласно Приказу Министерства образования и науки Украины от 16.10.2009 № 943 в высших учебных заведениях Украины вводится Европейская кредитно-трансфертная система (ЕКТС) и ее ключевые моменты («Аппликационная форма студента», «Договор об обучении», «Договор о практической подготовке и обязательстве качества», «Академическая справка» и «Приложение к диплому европейского образца»).

Кредиты. Общий объем часов по учебной дисциплине должен включать время на проведение лекций, практических, семинарских и лабораторных занятий, консультаций, практик, самостоятельной и индивидуальной работы, контрольных мероприятий. 60 кредитов ЕКТС соответствуют учебной нагрузке полного учебного года. Соответственно, объем одного кредита ЕКТС составляет в среднем 1800/60 = 30 часов, где 1800 – это среднее количество академических часов, а 60 – количество кредитов, что соответствует загруженности учебного года. Общеобразовательным предметам, которые изучаются по программам подготовки младших специалистов на основе базового общего образования, кредиты устанавливаются на общих основаниях. Государственная итоговая аттестация не подлежит кредитованию, то есть часы, отведенные на нее, не входят в общее количество кредитов.

Распределение кредитов между циклами дисциплин и установка минимального количества кредитов нормативным дисциплинам (практикам, курсовым и квалификационным работам) определяется отраслевым стандартом высшего образования. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает кредиты выборочным дисциплинам (практикам и курсовым работам), а также может направить часть кредитов вариативной части содержания образования на увеличение количества кредитов нормативных дисциплин (практикам, курсовым и квалификационным работам). Формирование компонентов учебного плана и установка кредитов выборочной части содержания образования является исключительной прерогативой высшего учебного заведения.

Максимальное количество аудиторных часов на один кредит составляет: для студентов образовательно-квалификационных уровней младшего специалиста и бакалавра — 16 часов, специалиста — 14 часов, магистра — 10 часов. Остальное время отводится на самостоятельную работу.

Максимальная недельная аудиторная нагрузка (вместе с занятиями по внекредитной дисциплине «физическое воспитание») не должна превышать: для студентов образовательно-квалификационных уровней младшего специалиста и бакалавра — 30 часов, специалиста — 24 часа, магистра — 18 часов. Сдача зачетов, как правило, проводится на последнем практическом, семинарском или лабораторном занятии.

Система оценивания. До 2004 года украинские высшие учебные заведения пользовались старой (4-балльной) шкалой оценивания. С 2004 года в ходе педагогического эксперимента по введению кредитно-модульной системы оценивания некоторые вузы (на отдельных факультетах) начали применять накопительную (ЕКТС) шкалу, применяя параллельно и 4-балльную. С 2006/2007 учебного года требования ЕКТС реализовано на всех первых курсах высших учебных заведений, а именно:

  • подсчет учебных достижений проводится в баллах ЕКТС;
  • модули описаны в соответствии с требованиями ЕКТС;
  • оценки экзаменов выставляются согласно шкале ЕКТС (A–Fx).

Оценки по расширенной шкале выставляются на основании накопительной балльной шкалы высшего учебного заведения.

Промежуток по накопительной шкале Оценка по расширенной шкале Эквивалент по 5-балльной шкале
90 и выше отлично 5
80-89 очень хорошо 4,5
65-79 хорошо 4
55-64 удовлетворительно 3,5
50-54 достаточно 3
35-49 неудовлетворительно 2
1-34 неприемлемо 1